Дон поддон
В данном разделе поговорим о моментах использования поддонов в логистике закупок, хранения и перевозки поддонов и их роли в стоимости финансовой, временной и ресурсной. Под поддоном имеется в виду самый, что ни на есть, обычный поддон. И так, немного о поддонах в логистике.
Поддон нужен для комфортного движения, хранения и обработки товара в цепи поставок. Почему же не все стороны логистики используют поддон в качестве контейнера (носителя товара)? По некоторым оценкам на 2010 год использование поддонов в цепях поставок (FMCG) составляет 27%. Вдумайтесь в эти цифры! О какой эффективности мы говорим? Основную долю этого использования берет на себя вторая половина цепи поставок: ответственное хранение - дистрибутивные центры - сетевые магазины. Первая же часть цепи использует носитель товара только на 4,17%. Такие медленные шаги в сторону "поддонизации" логистики являются тормозом в увеличении оборачиваемости и стоимости логистики в единице продукта на полке магазина.
Основные факторы, которые играют роль в сторону отказа от поддонов - это негабаритные грузы. В остальном большинстве можно и нужно стремиться к использованию столь удобных "деревяшек" или "пластмассок", если таковое имеет быть. Для этого еще на стадии разработки товарных ценностей необходимо задумываться о максимальной совместимости и выгодности транспортировки продукта на поддонах. Нужно так выбирать размеры коробок, чтобы они практически в притык укладывались на площадь носителя товара не оставляя полезного пространства по краям. Нужно обратить внимание и теоретически и практически испытать вертикальную жесткость гофрокоробов, для того, чтобы держать полезную высоту паллета (паллет - поддон с товаром). Еще один важнейший параметр - вес паллета. В зависимости от тяжести товара вес паллета будет иметь разную высоту, которая в свою очередь зависит от числа слоёв в паллете.
Ниже приведен список факторов, которые, по мнению участников цепи поставок, приводят к отказу от использования поддонов. Список расположен от наиболее важных к менее выжным факторам.
Логистика производства:
1. нехватка места на буферных складах для паллетного хранения, более выгодно хранить в навал;
2. высокая стоимость стеллажных систем хранения;
3. высокая стоимость механизированных средств погрузки/разгрузки;
4. значительные финансовые затраты на закупку поддонов;
5. значительные финансовые затраты на закупку стрейч-плёнки;
6. отказ клиентов от наценки товара за счет стоимости поддонов и стрейч-плёнки;
7. невозможность механизированной выгрузки поддонов на различных этапах цепи поставок;
8. значительные финансовые/трудозатраты с возвратом/взаимозачетом тары;
9. нет желания укладывать товар на поддоны;
10.мелкие партии закупок при значительном ассортименте производимого товара;
Логистика транспортная:
1. экономия при перевозке (снижение объема перевозимого "воздуха");
2. невозможность механизированной выгрузки поддонов на различных этапах цепи поставок;
3. значительные финансовые/трудозатраты с возвратом/взаимозачетом тары;
Логистика запасов:
1. склады не соответствуют возможности паллетного хранения (высота потолков, качество полов и т.п.);
2. высокая стоимость стеллажных систем хранения;
3. высокая стоимость механизированных средств погрузки/разгрузки;
4. невозможность механизированной выгрузки поддонов на различных этапах цепи поставок;
5. опасность приемки с "колодцами" внутри паллета;
6. значительные финансовые/трудозатраты с возвратом/взаимозачетом тары;
7. мелкие партии хранения при значительном ассортименте хранимого товара;
Закупочная логистика:
1. невозможность механизированной выгрузки поддонов на различных этапах цепи поставок;
2. опасность приемки с "колодцами" внутри паллета;
3. высокая наценка товара за счет стоимости поддонов и стрейч-плёнки;
4. значительные финансовые/трудозатраты с возвратом/взаимозачетом тары;
Далее мы попробуем найти пути решения этих "невыполнимых" факторов, которые встают на пути введения поддонов в Российскую логистику.
26.11.2010